Куклис

Лидия Дмитриевна 

Александр Панов

Журналист, арт-критик, куратор, коллекционер. Главный специалист по искусству российской провинции. Главными заслугами считает артистическую помощь в издании книг Александра Проханова и сокураторство Ширяевской биеннале. Постоянный соавтор и сокуратор проекта «Никола-Ленивецкие промыслы» под руководством Николая Полисского. Заведующий отделом изобразительного искусства газеты «Культура». Известен как Федор Ромер.

 

 

Запечатленный Лесков.

 Александр Панов.

 В Государственном литературном музее открылась выставка «Запечатленный

ангел». Мир Н.С. Лескова глазами современных художников-камерный

вариант итогов международного конкурса, посвященного юбилею великого русского писателя.

 Детство и юность Николая Семеновича Лескова прошли в Орле, в доме откуда открывался « просторный вид на широкий и глубокий овраг с обрывистыми краями». Дом сгорел во время пожара в 1850 году, когда молодой чиновник уже был переведен на службу в Киев.

Однако музей Лескова в Орле всеже существует- как филиал Орловского государственного объединенного музея И.С. Тургенева. Последний и стал соорганизатором Международной выставки-конкурса живописи, графики, скульптуры «Запечатленный ангел», учрежденной московским Творческим союзом профессиональных художников.

Статус международного конкурс получил благодаря участию художников с Украины и Прибалтики- мест, где Лесков побывал по по служебной надобности. В полном варианте проект «Запечатленный ангел» минувшей осенью показывался в Орле. А теперь в Москве избранные работы лауреатов демонстрирует Государственный литературный музей- в маленьком зальчике на Петровке.

Скромное прстранство в кирпичных складах Петровского монастыря как раз очень подходит для подношений автору «Мелочей архиерейской жизни». Другое дело, что победившие в Конкурсе художники, даже не подозревали, на каком сакральном месте будут показаны их работы, с ненужным трепетом отнеслись к своему символическому герою. Большинство участников московской выставки писали, цитируя Лескова, «в те недавние, но глубоко провалившиеся времена».

Славные пейзажи с церквями и усадьбами, интерьерные фонтазии на темы ушедшей России в духе Добужинского и Коровина, ветхие провинциальные домики с кошкой на фасаде, необходимая доля евангельской мистики. Прямых иллюстраций к Лескову нет- что,может, и к лучшему. Почти никто из участников проекта не понял, что Николай Семенович Лесков- великий русский писатель именно потому, что передал дух русского народа и его необратимой противоречивости. Никакого натурализма, а тем паче почвен ничества в его творениях нет- есть нутрянное погружение в суть народного естества, где кипят не-выдуманные алогичные страсти.

Потому лучшими на наивной выставке кажутся две работы, выбивающиеся из общего гламура ложных «импровизаторов» ( так назывался очень жесткий и едкий рассказ Лескова). Портрет-коллаж писателя работы В.Шумского и Л.Куклис. А также пронзительный «Композитор Дмитрий Шостакович» И. Борисова:автора оперы «Катерина Измайлова» изображен с папиросой в нервно подергивающейся руке. Шостакович в свое время продемонстрировал неожиданный взгляд на Лескова. Столь же непредсказуемую точку зрения на писателя представили современные художники используя наивную эстетику. Но неожиданный взгляд на всех нас- это сам Лесков. Взгляд иронический и одновременно добротворящий. Ангельский. Наверное, ангела запечатлеть нельзя.

 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz